Для уточнения диагноза и параметров слухопротезирования детей необходимо максимально использовать различные диагностические методы. Все современные формулы настройки слухового аппарата базируются на пороговых значениях тональной аудиометрии. Ввиду практической невозможности проведения обычного исследования маленьким детям, тональную аудиометрию рекомендуется проводить в свободном звуковом поле, либо с использованием специальных внутриушных телефонов. Для уточнения аудиограммы используются все возможные методы поведенческой аудиометрии: звукореактотест, ориентировочную аудиометрию, аудиометрию с визуальным подкреплением, игровую аудиометрию. Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) головного мозга – один из самых достоверных на сегодняшний день методов диагностики нарушений слуха у детей. Для настройки слухового аппарата необходимо иметь результат КСВП при стимуляции широкополосным щелчком и тональным сигналом на частоте 500 Гц (желательно получить результат на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц при стимуляции по воздуху и через костный вибратор). Дополнительные методы: тимпанометрия позволяет исключить патологию со стороны среднего уха, акустическая рефлексометрия помогает в некоторых случаях оценить динамический диапазон слуха ребенка. Порог рефлекса стременной мышцы находится близко к порогу дискомфорта ребенка.

Показания к назначению слухового аппарата. В настоящее время показания к назначению слухового аппарата ребенку значительно расширились. Доказано, что стойкая потеря слуха более 25-30 дБ в диапазоне частот 1000 – 4000 Гц приводит к нарушению восприятия речи разговорной громкости и, следовательно, к нарушению формирования речи у ребенка. Недостаток общения, в свою очередь, обусловливает отставание в психическом развитии. Меньшая, чем 25-30 дБ потеря слуха, ассиметричная потеря или снижение звуковосприятия только в высокочастотной области могут также приводить к отставанию в развитии. Абсолютным показание к слухопротезированию детей является большая потеря слуха - 3-я, 4-я степень тугоухости (по международной классификации). При 1-й, 2-й степени тугоухости важное значение имеют индивидуальные потребности и особенности развития ребенка. Односторонняя (монауральная) потеря слуха и даже односторонняя глухота могут быть показанием к применению слухового аппарата. (Системы CROS, BICROS и некоторые другие). Звукопроводящая тугоухость, как и воспалительные заболевания наружного и среднего уха, в большинстве случаев служит противопоказанием к детскому слухопротезированию. Но в ряде случаев (к примеру, врожденные аномалии развития наружного и среднего уха) слуховой аппарат может применяться как вспомогательный, временный метод улучшения слуха до тех пор, пока слух ребенка не будет улучшен хирургическим путем.

Важность раннего слухопротезирования. Потеря слуха, связанная с поражением элементов звуковоспринимающего аппарата - явление, увы, необратимое. Ребенок с такими нарушениями слуха никогда не сможет слышать самостоятельно. Родителям рано или поздно придется принять этот факт и начать действовать. Не следует отчаиваться: нарушение слуха - недостаток физический, но не психический. Ребенок с проблемами слуха может и должен овладеть устной речью и нормально развиваться. Для этого необходимо как можно раньше, сразу же после установления диагноза, подобрать ему качественные слуховые аппараты. Нельзя терять ни дня: наиболее благоприятный период для овладения языком - от 9-12 месяцев до 3,5-4 лет. В идеале ребенок должен быть правильно протезирован в возрасте до 9 месяцев.

Слуховое и общее умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. Если ребенок не слышит, слуховой и речевой центры мозга не получают информации и не могут нормально развиваться. Как следствие - страдают интеллект и речь. Но это не значит, что дети с нарушениями слуха менее умны, чем их нормально слышащие сверстники. Только им надо дать возможность услышать звуки. Современные методы слухопротезирования и реабилитации позволяют добиться поразительных результатов коррекции. Ребенок с поражением слуха имеет все шансы для нормального развития и полноценной социальной реабилитации и интеграции, если:
  1. ему вовремя и правильно подобраны и индивидуально настроены слуховые аппараты,
  2. он регулярно занимается с сурдопедагогом,
  3. родители активно помогают ему развиваться.

ds2ds1


Общие принципы выбора слухового аппарата для ребенка:

  • Звуковой тракт слухового аппарата должен вносить минимальные искажения в передаваемый сигнал. Значительным преимуществом в этом плане обладают цифровые слуховые аппараты.

  • СА должен иметь запас усиления для компенсации резонанса наружного слухового прохода.

  • Слуховой аппарат для детского слухопротезирования должен иметь возможность очень точно настроить частотные и динамические характеристики усиления, чтобы наиболее полно соответствовать современным формулам настройки. Здесь преимущество - за многоканальными аппаратами.

  • Детский слуховой аппарат должен адекватно воспроизводить речь различной громкости – от тихой до громкой. Аппараты с компрессией в широком динамическом диапазоне (WDRC компрессия) позволяют добиться наиболее комфортного звучания речи.

  • Эффективного и точного ограничения выходного уровня звукового давления (ВУЗД) слухового аппарата, можно добиться путем компрессии по выходу (АРУ, AGC-O). Следует избегать назначения детям аппаратов без ограничения ВУЗД, либо аппаратов, использующих для этого системы пик-клиппирования (РС). Слухопротезирование детей аппаратами с выходной мощностью 125 дБ и выше должно производиться с большой осторожностью!
  • Слуховой аппарат для детского слухопротезирования должен иметь значительную
    гибкость настройки для того, чтобы обеспечить адаптацию настроек к постоянно
    меняющимся характеристикам слуха ребенка. Программируемые многоканальные аппараты наиболее полно удовлетворяют этим требованиям.

Какие типы слуховых аппаратов подходят детям?

Слуховые аппараты с воздушным звукопроведением применимы в большинстве случаев, т.к. обеспечивают достаточное усиление и обладают преимуществами по сравнению с аппаратами костного звукопроведения (такими, как более широкая частотная полоса, мультипрограммность, направленный режим микрофона, цифровая обработка звука и др.). Однако, в случаях аномалий развития наружного уха и некоторых других, необходимо рекомендовать аппарат костного звукопроведения. Слуховой аппарат должен подходить по размеру и соответствовать форме ушной раковины. Так как ребенок растет и анатомическая конфигурация слухового прохода и форма ушной раковины меняются с возрастом, то к СА выдвигаются особые требования. Грудным детям советуют приобретать заушные слуховые аппараты из-за их легкости и прочности. Они не препятствуют чистке ушной раковины и слухового прохода. Для детей старше 1,5-2 лет аппаратами выбора также являются заушные слуховые аппараты (BTE), как более надежные и обладающие набором функций, необходимых ребенку (телефонная катушка, аудиовход и др.). Детям раннего возраста внутриушные аппараты просто физически невозможно изготовить, вследствие узкого слухового прохода. Опасность травм наружного уха во время игр и занятий физкультурой также служат противопоказанием к применению внутриушных СА. Внутриушные слуховые аппараты можно рекомендовать, взвесив все «за» и «против» по достижении ребенком возраста 8 – 10 лет, когда рост наружного уха не так стремителен. Корпуса слуховых аппаратов могут быть различных цветов. Дети более старшего возраста чаще выбирают незаметные для окружающих слуховые аппараты, из-за частой отрицательной реакции окружающих их сверстников. Бинауральное протезирование необходимо для обеспечения возможности локализации звуков и улучшения разборчивости речи в сложных акустических условиях (речи в шуме, на большом расстоянии и т.д.) и особенно важно при обучении ребенка. Необходимо помнить, что при бинауральном слухопротезировании обеспечиваются:
  • развитие слуховых проводящий путей;

  • лучшая разборчивость речи;

  • локализация источника звука;

  • определение расстояния до источника звука;

  • требуется меньшее усиление для достижения лучшего эффекта разборчивости речи;

  • исключается эффект тени головы;

  • улучшается субъективное ощущение качества звука в направлении к его естественности.

Для развития слуха ребенка важны не только звуки речевого диапазона, но и более низко- и высокочастотные звуки. Шелест листьев, мурлыкание кошки, звук холодильника – все эти звуки могут оказаться полезными для развития слуха ребенка. Поэтому для детского слухового аппарата необходим максимально широкий диапазон воспроизводимых частот. Этому требованию наиболее полно удовлетворяют цифровые слуховые аппараты. Кроме того, для занятий ребенка с сурдопедагогом, в различных акустических ситуациях и в случаях флюктуирующей потери слуха может понадобиться переключение специально настроенных программ.

Гибкость настройки – важный фактор успешного слухопротезирования ребенка. В процессе развития могут появиться новые диагностические данные, необходимость изменения текущих характеристик аппарата, которые необходимо уточнять каждые 6 мес.

Предыдущий опыт. Ребенок, имеющий опыт ношения слухового аппарата, воспринимает окружающие звуки так, как они звучат через его слуховой аппарат. Все звуковые образы, формирующиеся в коре головного мозга, напрямую зависят от характеристик слухового аппарата. Поэтому при смене аппарата ребенок может первое время не замечать преимуществ нового аппарата. Напротив, новый слуховой аппарат может вызывать дискомфорт и падение разборчивости речи. В результате специалист ошибочно может стремиться адаптировать настройки к характеристикам старого слухового аппарата. В связи с этим важно при самой первой настройке слухового аппарата ребенку выбрать модель с наилучшими параметрами и свойствами и производить первоначальную настройку наиболее тщательно. Детям же имеющим опыт ношения слухового аппарата, скорее всего потребуется адаптационный период при смене аппарата. При резкой смене технологий (например с аналоговой на цифровую) необходима более длительная, ступенчатая адаптация.

Индивидуальный вкладыш. Решение о типе вкладыша, форме и материале изготовления принимается специалистом индивидуально. С целью предотвращения травм наружного уха детям предпочтительнее изготовление индивидуальных вкладышей из мягкого материала (силикон, вариофлекс). Частота смены вкладышей зависти от мощности аппарата и роста наружного уха. В процессе роста наружного уха появляется зазор между вкладышем и стенками наружного слухового прохода, что приводит к возникновению обратной связи. Грудным детям в некоторых случаях бывает необходима ежемесячная замена вкладыша. Детям более старшего возраста обычно необходимо менять вкладыши раз в полгода.